Цель работы. Познакомиться с экспериментальными способами определения радиуса качения колеса, произвести тарировку спидометра автомобиля. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) экспериментально определить величину динамического и кинематического радиусов колеса автомобиля;
2) произвести тарировку спидометра;
3) обработать и обобщить результаты опытов.
Используемое оборудование и инструмент: автомобиль, металлическая рулетка (10 метров и более), секундомер, мел, контрольные вешки.
Общие сведения. Радиусами эластичного колеса условно называют параметры, имеющие размерность длины, входящие в формулы для определения кинематических и динамических величин, характеризующих процесс качения.
Свободный радиус rс – половина диаметра наибольшего сечения беговой дорожки колеса, не нагруженного внешними силами, плоскостью перпендикулярной оси его вращения при отсутствии контакта колеса с опорной поверхностью. Точку, принадлежащую этому сечению и оси вращения, называют центром колеса.
Статический радиус rст – расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной силой, до опорной поверхности (дороги).
Динамический радиус rд – расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности (дороги).
Радиус качения колеса rк – (кинематический радиус) отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса Vк к его угловой скорости. wк. (rк = Vк / wк).
Радиусы одного и того же колеса изменяются в зависимости от нагрузки на колесо и давления воздуха в шине. Динамический радиус, кроме того, несколько увеличивается с увеличением частоты вращения колеса. В большей степени от этих параметров зависит кинематический радиус. С ростом крутящего момента он уменьшается, с ростом тормозного момента – увеличивается. При полном буксовании колеса rк = 0 при полном скольжении (юзе) rк = .
Значения статического радиуса при максимально допустимой нагрузке стандартизированы. Приблизительно значение rст можно определить по маркировке шин:
rст = О,5d + DlсмВ, (1.1)
где d – посадочный диаметр обода, мм; D = Н / В, Н и В – высота и ширина профиля шины, мм; lсм – коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой.
При нагрузке и внутреннем давлении воздуха, указанных в стандартах для шин грузовых автомобилей и автобусов, H / B » l. Для легковых автомобилей, если шины имеют дюймовое обозначение, Н / В » 0,95, если смешанное (миллиметрово-дюймовое) – Н / В = О,8…0,85. У радиальных шин легковых автомобилей в обозначение введен индекс, соответствующий отношению Н/В. Например, у шины 205/70R14 Н / В = 0,7.
Для шин грузовых автомобилей и автобусов и диагональных шин легковых автомобилей lсм = 0,85…0,9, для радиальных шин легковых автомобилей lсм = О,8…0,85.
На дорогах с твердым покрытием можно считать rд = rст. Радиус rк определяют опытным путем.
Порядок выполнения работы
1. Определение динамического радиуса колеса. Работа проводится на ровной площадке с сухим асфальтобетонным покрытием. Величину динамического радиуса колеса можно определить в следующем порядке:
– на протекторе шины переднего и заднего колеса нанести мелом ровные полосы;
– прокатить автомобиль по площадке со скоростью 2–3 км/ч для получения 8…10-ти пар отпечатков меловой полосы на дорожном покрытии;
– измерить рулеткой расстояния между крайними отпечатками колес S, м;
– по числу отпечатков определить число оборотов колес nк;
– повторить опыт с одним, двумя, тремя и четырьмя пассажирами;
– результаты измерений занести в табл. 1.1.
Таблица 1.1.
Результаты измерений
№
опыта
Количество
пассажиров
Вес автомобиля Ga, Н
Передние колеса
Задние колеса
S, м
nк
S, м
nк
1
2
3
4
5
6
7
1
Один водитель
2
Водитель и
пассажир
3
Водитель и два пассажира
Окончание табл. 1.1.
1
2
3
4
5
6
7
4
Водитель и три пассажира
5
Водитель и 4 пассажира
2. Определение величины кинематического радиуса колеса и тарировка спидометра автомобиля.
Последовательность выполнения:
– на дороге разметить мерный участок длиной Sм, начало и конец участка обозначить контрольными вешками;
– автомобиль до въезда на мерный участок разогнать до постоянной скорости движения, кратной 10 км/ч;
– при пересечении автомобилем контрольной вешки начала мерного участка включить секундомер;
– при пересечении контрольной вешки конца мерного участка секундомер выключить;
– подсчитать число оборотов колес за время прохождения мерного участка;
– повторить опыты при движении автомобиля в прямом и обратном направлении при скоростях движения от 20 до 60 км/ч;
– результаты измерений занести в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Результаты измерений
Скорость по спидометру км/ч
Пройденный путь, м
Время t, с
Число оборотов передних колес
Число оборотов задних колес
20
Sм
.
30
Sм
40
Sм
50
Sм
60
Sм
Обработка результатов измерений
Определить по формуле 1.1 свободный и статический радиусы колеса. Динамический радиус, используя опытные данные табл. 1.1, можно определить:
rд = S / (2pnк), (1.2)
где S / nк – путь, пройденный колесом за один оборот.
По результатам расчета построить графики зависимости динамических радиусов передних и задних колес от полного веса автомобиля rд = f(Ga).
Действительную скорость движения автомобиля (м/с) определить по формуле
V = Sм / t, (1.3)
где t – среднее значение времени прохождения автомобилем мерного участка протяженностью Sм в прямом и обратном направлении при каждом значении скорости.
По результатам расчета строится график зависимости скорости по показаниям спидометра от действительной скорости движения Vсп = f(V).
Кинематический радиус колеса определяют по формуле
rк = 30V / pnк. (1.4)
По результатам расчетов строится график зависимости кинематического радиуса от скорости движения rк = f(V).
В заключение работы делаются выводы, в которых отражаются выполнение цели работы и основные полученные результаты.
Контрольные вопросы
1. Что такое радиус эластичного колеса?
2. Что такое свободный радиус колеса?
3. Как определить величину свободного радиуса колеса?
4. Что такое статический радиус колеса и от каких параметров он зависит?
5. Что такое динамический радиус колеса?
6. Что такое кинематический радиус колеса?
7. Как численно определить статический радиус колеса?
8. От чего зависит и как определяется динамический радиус колеса?
9. От чего зависит и как определяется кинематический радиус колеса?
10. Для чего и каким образом производится тарировка спидометра автомобиля?