УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЯ
Тема учебного занятия: Атмосферное давление.
Форма учебного занятия: урок изучения нового материала с элементами учебного
исследования.
Класс, профиль, специфика обучения: 7 Б, общеобразовательный, углубленное
изучение экономики, английского языка, информатики.
Цели занятия:
Усвоение новых элементов содержания обучения
ЗнанияОпыт деятельности (умения)
Факты:
воздух обладает весом;
плотность воздуха с высотой уменьшается;
земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха;
атмосферное давление равно давлению столба ртути в трубке;
1 мм рт ст = 133,3 Па;
атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 00С, называется нормальным атмосферным давлением,
нормальное атмосферное давление равно 101300 Па,
атмосферное давление уменьшается с высотой,
при небольших подъемах в среднем на каждые 12 м подъема давление уменьшается на 1 мм рт ст,
Эмпирические понятия:
масса воздуха,
вес воздуха,
воздушная оболочка Земли,
атмосфера,
атмосферное давление.
Эмпирический закон:
закон изменения давления с высотой
4. Технические понятия (о приборах, установках, технологических процессах):
экспериментальная установка Э. Торричелли по исследованию зависимости высоты столба ртути
барометр-анероид,
^
физическое моделирование как метод экспериментального исследования
6. Историко-культурная информация:
история жизни и научной деятельности Э. Торричелли.
история постановки опыта Э. Торричелли
история постановки опыта с магдебургскими полушариями.
Умение работать с текстом:
выделение главных мыслей в тексте;
анализировать данные исторического эксперимента Э.Торричелли, и объяснить на основе этих данных результат опыта. Формулировать выводы по результатам исторического эксперимента Э.Торричелли по ОП;
изложение (устно, письменно) на основе соответствующего ОП содержания научно-технических знаний: «Барометр-анероид»;
осуществлять перевод единиц измерения
систематизировать информацию по истории науки, представлять результаты систематизации в устной и письменной форме.
Работа с компьютерной моделью:
анализировать работу компьютерной модели,
формулировать выводы на основе анализа результатов работы модели «Зависимость атмосферного давления от высоты».
Решать задачи по теме «Атмосферное давление».
Экспериментальные умения:
умение измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;
умение определять цену деления приборов;
Выполнять эксперимент (обобщенные умения):
выдвигать и обосновывать гипотезу эксперимента,
планировать физический эксперимент,
формулировать вывод.
Использовать ИКТ в учебной работе по предмету (работать с гипертекстом; работать с редактором MS PP, с поисковыми системами сети Интернет при выполнении заданий для домашней самостоятельной работы).
Повторение, обобщение, систематизация знания.
Совершенствование опыта деятельности.
ЗнанияОпыт деятельности (умения)
Эмпирические понятия:
атмосфера,
атмосферное давление
Решать задачи по теме «Атмосферное давление».
Выполнять эксперимент (обобщенные умения):
выдвигать и обосновывать гипотезу эксперимента,
планировать физический эксперимент,
формулировать вывод.
воспитание культуры общения и отношений при работе в группе;
воспитание чувства ответственности при выполнении самостоятельной работы;
воспитание сдержанности, культуры взаимоотношений в процессе восприятия ответов других учащихся на вопросы учителя и в процессе беседы
развитие у учащихся интереса к предмету «Физика» при изучении темы «Атмосферное давление» на основе выполнения творческих заданий и занимательных опытов;
развитие памяти на основе воспроизведения изученной самостоятельно информации по теме «Атмосферное давление»;
развитие внимания учащихся в процессе наблюдения за демонстрационными опытами;
развитие воображения с помощью воссоздания реальной ситуации методом физического моделирования;
развитие логического мышления при анализе информации, объяснении результатов опытов.
Учебные задачи занятия
Прочитать и проанализировать информацию, предложенную в группах на компьютере.
Выделить главную информацию, произвести ее запись в тетрадь.
1. Группа: выяснить причины, по которым возникает атмосферное давление, экспериментально доказать наличие атмосферного давления.
2. Группа: раскрыть содержание опыта Торричелли по обобщенному плану, повторить опыт Торричелли, используя метод физического моделирования.
3. Группа: раскрыть содержание опыта с магдебургскими полушариями, повторить опыт, используя метод физического моделирования.
4. Группа: учебная исследовательская задача: определить как зависит атмосферное давление от высоты, используя компьютерную модель. Построить график зависимости атмосферного давления от высоты, произвести его анализ.
5 Группа: исследовать устройство прибора для измерения атмосферного давления. Рассказать об его устройстве и принципе действия, используя соответствующий обобщенный план.
Решить задачи на применение атмосферного давления.
Дидактическая структура занятия
^
Методы обученияПриемы обучения
Организационный момент (менее 1 мин)
Контроль учителем готовности класса и классной комнаты к уроку;
Методы воспитательного воздействия: монолог, беседа.
психологический настрой учащихся на урок
наличие у учащихся всего необходимого к уроку
чистота классной доски
создание благоприятной психологической атмосферы.
Вступительная часть (4 мин)
Восприятие информации при просмотре видеофрагмента «Новости»:
анализ записи,
систематизация и обобщение информации, представление ее основного содержания в форме устной речи.
Рассказ об учебных задачах урока, предъявление требований к учащимся.
активизация внимания, видеосюжет «Новости»
Примечание: Видеофрагмент заменен скриншотом из-за большого объема.
восстановление в памяти учащихся представлений об атмосфере,
элементы беседы,
представление темы, учебных задач в MS Power Point.
пояснение значимости новых знаний и умений
Изучение нового материала (35 мин):
1. Уяснение материала (22 мин)
2. Отработка учебного материала (13 мин)
^ 1. Организация учебного исследования:
Элементы теоретического исследования по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление»: - беседа в мини-группе;
анализ гипертекста (выделение в нем главного, существенного)
работа с рисунками, флэш-анимациями.
систематизация и обобщение прочитанного, представление его в форме письменной речи.
рассказ о существовании атмосферного давления.
демонстрационный эксперимент:
по объяснению факта, иллюстрирующего существование атмосферного давления – частично-поисковая деятельность;
выполнение эксперимента (элементы деятельности):
выдвижение гипотезы о наличие атмосферного давления – беседа в мини-группе;
планирование эксперимента по проверке выдвинутых предположений – проблемная беседа;
демонстрация эксперимента, доказывающего наличие атмосферного давления
формулировка вывода по результатам эксперимента: натурного - проблемная фронтальная беседа.
^ 2. Организация учебного исследования:
Элементы теоретического исследования по теме «Опыт Торричелли»: - беседа в мини-группе;
анализ гипертекста (выделение в нем главного, существенного)
работа с рисунками, флэш-анимациями.
систематизация и обобщение прочитанного, представление его в форме письменной речи.
б.
Рассказ об опыте Торричелли по обобщенному плану.
в. Выполнение эксперимента (элементы деятельности):
планирование эксперимента по проверке выдвинутых предположений- беседа,
выполнение эксперимента, моделирующий опыт Торричелли
формулировка вывода по результатам эксперимента: натурного - проблемная фронтальная беседа.
^ 3. Организация учебного исследования:
Элементы теоретического исследования по теме «Магдебургские полушария»: - беседа в мини-группе;
анализ гипертекста (выделение в нем главного, существенного)
работа с рисунками, флэш-анимациями.
систематизация и обобщение прочитанного, представление его в форме письменной речи.
б.
Рассказ об опыте Отто фон Герике.
в. Выполнение эксперимента (элементы деятельности):
планирование эксперимента по проверке выдвинутых предположений - беседа,
выполнение эксперимента, моделирующий опыт с магдебургскими полушариями
формулировка вывода по результатам эксперимента: натурного - проблемная фронтальная беседа.
^ 4. Организация учебного исследования:решение задачи на определение зависимости
атмосферного давления от высоты
работа с моделью «Зависимость атмосферного давления от высоты»
систематизация и обобщение информации, представленной в модели в форме графика MS EXEL.
просмотр и анализ видеозаписей Примечание: Видеофрагменты заменены скриншотами из-за большого объема.;
систематизация и обобщение информации - проблемная фронтальная беседа.
^ 5. Организация учебного исследования:Элементы теоретического исследования
по теме «Приборы для измерения давления»: - беседа в мини-группе;
анализ гипертекста (выделение в нем главного, существенного)
работа с рисунками, флэш-анимациями.
приобретение информации о принципе действия барометра-анероида.
систематизация и обобщение прочитанного, представление его в форме письменной речи.
Рассказ об
устройстве
приборов для измерения давления: барометра-анероида по ОП.Демонстрационный эксперимент:
планирование эксперимента по проверке выдвинутых предположений – частично-поисковая деятельность;
демонстрация эксперимента, доказывающего модель прибора для измерения атмосферного давления;
формулировка вывода по результатам эксперимента: натурного - проблемная фронтальная беседа.
Рассказ о физической величине
атмосферное давление по обобщенному плану.- фронтальный устный опрос.
^ Организация применения способа действий в типовой ситуации: решение задач на применение атмосферного давления в природе и технике. – фронтальная беседа.
^ Применения способа действия в типовой ситуации: решение задачи
на объяснение физического явления – «Яйцо в бутылке» - проблемная фронтальная беседа.
Организация работы по группам.
элементы работы с научным текстом;
консультирование учащихся;
элементы беседы
предъявление оборудования для проведения опытов;
защита результатов исследования;
коллективное обсуждение опытов;
проблемные вопросы;
корректировка стиля ответов учащихся;
запись результатов демонстрации в тетради учеников;
элементы работы с научным текстом
консультирование учащихся.
элементы беседы
предъявление оборудования для проведения опытов
защита результатов исследования
коллективное обсуждение опытов.
проблемные вопросы.
корректировка стиля ответов учащихся
описание опыта Торричелли по обобщенному плану изучения научных фактов (данных наблюдений и опытов),
запись результатов демонстрации в тетради учеников;
элементы работы с научным текстом
консультирование учащихся.
элементы беседы
предъявление оборудования для проведения опытов
защита результатов исследования;
коллективное обсуждение опытов;
корректировка стиля ответов учащихся;
запись результатов демонстрации в тетради учеников,
элементы работы с электронными таблицами, графиками, формулами;
консультирование учащихся;
элементы беседы;
защита результатов исследования;
коллективное обсуждение видеофрагментов;
элементы беседы по содержанию видеосюжета,
элементы работы учащихся с приборами,
запись результатов демонстрации в тетради учеников,
элементы беседы;
предъявление оборудования для проведения опытов,
защита результатов исследования
описание устройства по обобщенному плану
установка на внимательное прослушивание с целью выполнения последующего задания:
продолжить ответ,
дополнить ответ,
исправить ответ,
содержательные дополнения устных ответов учащихся учителем (углубление и расширение знаний учащихся, систематизация материала);
демонстрация связи с жизнью изучаемого материала.
проблемная ситуация: «как достать яйцо из бутылки?»
коллективное обсуждение опыта,
корректировка стиля ответов учащихся;
элементы беседы.
Предъявление домашнего задания (3 мин)
Рассказ о
содержании домашнего задания.
представление домашнего задания в MS Power Point и на отдельных листах;
ориентировка на важность выполнения домашнего задания.
элементы объяснения,
демонстрация связи домашнего задания с учебными задачами урока.
дифференцированный подход к предъявлению домашнего задания.
Заключительная часть
(2 мин)Рассказ об итогах урока (выполнение учебных задач, оценка качества работы учащихся).
элементы беседы.
конкурс урока «Самый активный участник исследования»
Диагностика результативности обучения
Дети должны излагать материал §§ 40-42 (устно, письменно)
Знать ответы на вопросы:
что такое атмосферное давление?
чем обусловлено давление воздуха?
как называется воздушная оболочка Земли?
чему равна плотность воздуха?
как изменяется атмосферное давление при увеличении высоты над Землей?
как называется прибор для измерения атмосферного давления?
почему давление атмосферы нельзя рассчитать так же, как рассчитывают гидростатическое давление жидкости?
что такое барометр-анероид, как он устроен и для чего предназначен,
Описывать физическую величину – атмосферное давление – по обобщенному плану изучения физической величины.
Переводить основные единицы измерения давления в дополнительные и наоборот.
Рассказывать опыт, демонстрирующий наличие атмосферного давления, по обобщенному плану изучения научных фактов (данных наблюдений и опытов).
Используя обобщенный план изучения физического прибора (технической установки), описывать барометр-анероид.
Проект содержания и оформления записей на доске и в тетради
См. Приложения: презентация MS Power Point, дидактические средства.
Дидактические средства:
Демонстрационный эксперимент:
Демонстрация: «Яйцо в бутылке»
Оборудование:
бутылка,
вареное яйцо,
штатив,
холодная вода,
горячая вода.
Фронтальный лабораторный эксперимент:
Демонстрация №1 «Наличие атмосферного давления»
Оборудование:
Пустая бутылка пластиковая,
Насос,
Крышка с трубкой.
Демонстрация №2 «Наличие атмосферного давления»
Оборудование:
Пластиковая бутылка, в которой у основания сделаны по окружности 6 маленьких отверстий. Бутылка заполнена водой и закрыта пробкой.
Поддон.
Демонстрация №3. «Модель опыта Торричелли»
Оборудование:
Широкий сосуд с водой,
Бутылка с водой и крышкой.
Демонстрация №4 «Магдебургские полушария»
Оборудование:
Модель магдебургских полушарий,
Насос,
Два вантуза.
Демонстрация №5 «Барометр-анероид»
Оборудование:
Барометр-анероид,
Отвертка
Видеозаписи:
«Новости»
«Переход из одного состояния в другое»
«Зависимость давления от высоты»
Вода в перевернутом стакане.
Программное обеспечение к компьютеру
МS EXEL
Мультимедиа приложение «Вес воздуха. Атмосферное давление»
Мультимедиа приложение «Измерение Атмосферного давления. Опыт Торричелли»
Мультимедиа приложение «История открытия атмосферного давления»
Мультимедиа приложение «Зависимость атмосферного давления от высоты»
Мультимедиа приложение «Приборы для измерения давления»
Использование давления в технических устройствах
Дидактический раздаточный материал для самостоятельной работы учащихся.
Лист инструкция для каждой группы (см.папку «Группы»);
Обобщенные планы:
План изучения физической величины.
Какое физическое явление характеризует данная величина (свойство какого материального объекта, характеристику какого движения или взаимодействия она отражает).
Определение данной физической величины, ее определительная формула.
Какая это величина (векторная, скалярная)?
Единицы измерения данной величины: основная, дополнительные. Определение основной единицы измерения физической величины. Соотношение между единицами измерения.
Связь данной величины с другими величинами, математические формулы, выражающие эту связь (кроме определительной формулы)
Способы определения величины: прямые, косвенные. Суть способов, приборы, необходимые для выполнения измерений.
План изучения физического прибора (технической установки)
Назначение прибора.
Основные части прибора и их назначение.
Принцип действия прибора (какие явления, законы их протекания положены в основу работы прибора; взаимодействие основных элементов в его устройстве, последовательность физических процессов, определяющих данное взаимодействие).
Правила пользования прибором (и правила измерения для измерительных приборов). Техника безопасности в работе с прибором.
Область применения прибора.
План изучения научных фактов
(данных наблюдений и экспериментов)
Кем и когда проводился опыт, в чем состояла его цель.
Приборы и материалы, необходимые для постановки опыта, принципиальная схема опытной установки.
Порядок проведения опыта.
Основные результаты опыта.
Объяснение результатов опыта.
Лист с домашним заданием. (см.приложение «Домашнее задание»)
Система средств ТСО:
компьютер,
мультимедийный проектор,
экран
Конспект урока:
Организационный момент (менее 1 мин)
Деятельность учителяДеятельность учащихся Учитель проверяет готовность класса к уроку.
Садятся на свои места
^ Вступительная часть (4 мин)
Деятельность учителяДеятельность учащихся Дорогие ученики, я рада сегодня приветствовать вас на уроке физики.
Сегодня я урок начну с привычной для нас информации, которую мы слышим каждый день, а именно с прогноза погоды.
Внимание на экран.
Сейчас вы посмотрели большое количество информации.
К каким областям науки относятся те сведения, которые прозвучали:
А какие понятия относятся к предмету «Физика»?
Что такое атмосферное давление? А что такое атмосфера?
Являются ли эти сведения новыми? Где встречались с понятием «Атмосфера». Сегодня вы узнаете много нового и интересного по теме «Атмосферное давление». А теперь откройте рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Атмосферное давления»
Давайте вспомним, из чего состоит атмосфера. А как движутся молекулы в газах?
Почему они не падают на поверхность Земли и не улетают в космическое пространство?
Сегодня работать будем по группам, у каждой группы своя исследовательская задача, которая представлена на листе. Все группы работают по одной схеме. 1. Изучают теорию вопроса, 2. Выполняют практическую часть, используя необходимое оборудование, предложенное на экспериментальном столе. 3. Делают отчет о выполненной работе.
Итак, открываем на компьютере папку соответствующему номеру вашей группе и приступаем к работе. Время работы 10 мин.
Настраиваются на быструю и плодотворную работу.
Смотрят видеосюжет «Новости»
Отвечают на вопросы.1. Физика,
Метеорология,
Медицина,
Биология. 2. Атмосферное давление, температура.
Эти сведения не являются новыми.
Встречались с ними на уроках географии, природоведении. Открывают тетради, записывают тему.
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают установочную информацию.
Приступают к самостоятельной работе в группах.
Основная часть (организация усвоения материала) (22 мин)
^ Деятельность учителяДеятельность учащихсяКонсультации во время работы в группах.
Перед тем как приступить к отчету. Проведем эксперимент над собой. Встанем со своих мест, опустим руки вниз. Делаем глубокий вдох, почувствуем, как наша грудная клетка увеличивается, воздух разряжается, атмосферное давления загоняет воздух в легкие. Выдыхаем: легкие сжимаются, давление в них становиться больше атмосферного и воздух выходит из легких. Повторим еще раз. Спасибо. Садимся на свои места.
Сейчас прейдем к вашим отчетам. Необходимо выполнять следующие правила: на выступление каждой группе дается 2 минуты; все остальные участники внимательно слушают, записывают необходимую информацию, задают вопросы группе.
Итак, 1 группа, какая задача была поставлена перед вами.
Объясните существование атмосферного давления. Как образуются атмосферно давление? Почему человек не ощущает давление атмосферы?
А какую еще интересную информацию вы узнали?
Пожалуйста, вопросы к первой группе.
Спасибо за работу.
Группа, какая у вас была задача?
Почему у Торричелли осталась пустота, которая так и называется «торричеллиева пустота.» А у вас почему не получилось этой пустоты? Можно ли при расчете атмосферного давления пользоваться формулой p=gh? Почему?
Как вы думаете, что произойдет, если атмосферное давление уменьшится?
Если к трубке с ртутью прикрепить вертикальную шкалу, то получится простейший прибор для измерения атмосферного давления – ртутный барометр. Как думаете, почему использовали именно ртуть?
Правильно, если бы мы
взяли воду вместо ртути, то тогда эта трубка была бы в высоту около 10 м.
Спасибо большое за работу.
3 группа. Ваша задача..
Объясните, почему полушария не могли разнять 8 пар лошадей?
Спасибо.
Перейдем к отчету 4 группы.
Какая еще задача была поставлена перед вами?
Просмотр видеофрагмента номер 3. Помощь в объяснении.
В чем заключался 1 опыт? Продемонстрируем его прямо сейчас.
Просмотр следующего видеофрагмента.
Настя, Did you understand anything?
Помощь в объяснении опыта
Спасибо.
Последняя группа.
А теперь обратите внимание на шкалу барометра-анероида. Верхняя шкала проградуирована в паскалях, а нижняя – в мм рт ст. Сейчас мы вспомним, как определяется цена деления прибора. Лена, что ты можешь сказать по этому поводу?
Даша и Рита определите цену деления барометра-анероида. Даша определяет цену деления верхней шкалы, а Рима – нижней шкалы.
Помощь при рассказе.
А можно ли сделать барометр из подручных средств?
Работа в группах в соответствии с задачей, поставленной для каждой группы. В случае необходимости берут оборудование на экспериментальном столе, выполняют с ним опыты.
Выполняют.
1 группа начинает свой доклад.
Перед нами была задача: экспериментально доказать наличие атмосферного давления.
Мы с этой задачей справились. Демонстрируют опыты, доказывающие существование атмосферное давление, используя знания физического моделирования. Объясняют опыты.
Отвечают на вопросы. Записывают в тетради.
Задают вопросы.
2. Изучить опыт Торричелли и повторить его, используя метод моделирования.
Рассказ об опыте Торричелли по обобщенному плану.
Остальные записывают.
Затем 2 группа демонстрируют опыт и объясняют его.
Отвечают на вопросы.
Наша задача была, используя модельный метод, повторить опыт Отто фон Герике.
Описывают опыт с магдебургскими полушариями по ОП. Остальные фиксируют информацию в тетради.
Отвечают на вопрос.
Затем демонстрируют опыт и объясняют его.
Мы работали с интерактивной моделью «Зависимость атмосферного давления от высоты». Мы наблюдали, как изменяется давление с высотой. По результатам модели, построили график в MS EXEL.
Анализируют получившийся график.
Посмотреть три видеофрагмента (№1-№3), выбрать из них те, которые демонстрируют зависимость атмосферного давления от высоты. Мы выбрали 3. Стараются объяснить почему.
Все смотрят видеофрагмент №3.
Демонстрируют опыт «Вода в перевернутом стакане», объясняют его.
Смотрим 2 видеофрагмент.
Стараются объяснить на английском языке. Переводят все вместе.
Отвечает 5 группа.
Рассказ о барометре- анероиде по обобщенному плану: о назначении, принципе действия, устройстве, основных частях, правилах пользования прибора.
Зарисовывают устройство барометра-анероида в тетрадь.
Мы будем рассматривать барометр-анероид по ОП изучения физического прибора
Он предназначен для измерения атмосферного давления.
Главной частью этого прибора является металлическая коробочка с волнистой гофрированной поверхностью, из этой коробки выкачан воздух. Кроме того, есть еще пружина, передаточный механизм, стрелка-указатель и шкала.
Зарисуйте в тетрадях принципиальную схему барометра и подпишите его основные части.

Рисуют. И записывают Металлическая коробка – 1, пружина – 2, передаточный механизм – 3, стрелка-указатель – 4.
Для того, чтобы атмосферное давление не раздавило коробочку, ее крышку пружиной оттягивают вверх. Потому что, при увеличении атмосферного давления крышка прогибается вниз и натягивает пружину. При уменьшении давления – пружина выпрямляет крышку. К пружине с помощью передаточного механизма прикреплена стрелка-указатель, которая передвигается вправо или влево при изменении давления. При увеличении давления стрелка барометра поворачивается по часовой стрелке, а при уменьшении - против часовой стрелки.
Правила пользования прибором: не трясти; когда производятся измерения, прибор должен находиться на ровной горизонтальной поверхности.
Этот прибор необходим для метеорологических наблюдений, чтобы предсказывать погоду.
Чтобы определить цену деления, необходимо из правого показания b вычесть показания слева a и разделить на число делений, т.е.

.
Рита:

, нижняя шкала проградуирована в мм рт ст, поэтому цена деления этой шкалы 1 мм рт ст.
Даша:

, верхняя шкала проградуирована в Паскалях, поэтому цена деления этой шкалы 1 Па.
Дети записывают в тетрадях.
Моделируют барометр из предложенного оборудования.
Основная часть (отработка учебного материала) (13 мин)
^ Деятельность учителяДеятельность учащихся Как вы думаете, является ли атмосферное давление физической величиной?
Сейчас расскажем об атмосферном давлении по обобщенному плану изучения физической величины сначала устно, а дома вы запишете в тетради.
Рассмотрим первый пункт. Никита, прочитай нам его.
Итак, как вы думаете, чем является атмосферное давление?
Следующий пункт. Дима сформулируй определение атмосферного давления.
Какова же определительная формула для атмосферного давления?
Как вы думаете, какая это величина? Скалярная или векторная?
Какие единицы измерения данной величины вам известны? Может быть что-то еще?
Кроме того, есть еще одна единица измерения атмосфера. Она чаще используется в технике.
Как вы думаете, какая из них основная?
Правильно. Юля, дай определение этой единицы измерения атмосферного давления.
А как мы можем измерить давление?
Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, например, сейчас мы проведем еще одни опыт. Вы попытайтесь объяснить, почему так происходит…
Демонстрация «Яйцо в бутылке»
Как сделать так, чтобы яйцо само оказалось в бутылке? Что для этого нужно?
Какой вывод можно сделать?
Человек научился использовать знания об атмосферном давлении. Посмотрим как используется атмосферное давление в технических устройствах. Предлагаю выбрать те устройства, в которых на ваш взгляд участвует атмосферное давление.
Итог урока.
Сегодня на уроке мы узнали:
Меня удивило:
С каким методом в физике вы познакомились?
И т.д.
Ребята, а вы знаете , что у каждой модели есть недостатки. Поэтому ваше домашнее задание будет ….
Атмосферное давление является свойством воздушной оболочки Земли. Атмосферное давление – это давление, оказываемое атмосферой Земли, на все находящиеся на ней тела.
Определительная формула для давления:

. Атмосферное давление – это скалярная величина. Основная единица измерения это Паскаль. 1 Па – это такое давление, которое производит сила в 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности.
Кроме того, давление можно измерять еще в мм рт. ст и в атмосферах.
Существует два способа измерения: прямой и косвенный. Прямой способ означает, что давление измеряется с помощью приборов, по показаниям которого сразу можно узнать величину давления. Например: манометр, барометр и т.д. Косвенный способ: проводится опыт, и измеряются величины, с помощью которых мы можем вычислить величину давления. Например, опыт с шаром. Мы можем вычислить вес воздуха и, зная площадь отверстия, мы можем вычислить давление воздуха.
Выдвигают гипотезы, помогают в проведении демонстрации.
Формулируют вывод по проделанной учителем демонстрации
Работают (решают задачи).
Отвечают один – двумя словами.
Предъявление домашнего задания (3 мин).
^ Деятельность учителяДеятельность учащихсяДавайте запишем домашнее задание (см. Приложение «Домашнее задание»)
Записывают домашнее задание.
Задают вопросы по домашнему заданию.
Заключительная часть (2 мин).
^ Деятельность учителяДеятельность учащихсяСегодня вы очень хорошо поработали. Самый активный участник исследования это …. за урок получают оценки следующие ученики (пояснить за что). Молодцы. На этом урок закончен. Спасибо.
До свидания.
Прослушивают общую оценку достижения целей занятия.
Слушают, хлопают самым активным.
Литература и цифровые источники информации для учителя:
Громов С.В. Физика 7 класс, М.: Просвещение 2002
Под. Ред. Г. С. Ландсберга Элементарный учебник физики Т.1, М.: Физматлит 2000.
Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: Ч. I. Моделирование информационно-образовательной среды учения: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. – 294 с.
Оспенникова Е.В. Развитие самостоятельности школьников в учении в условиях обновления информационной культуры общества: В 2 ч.: Ч. II. Основы технологии развития самостоятеьлности школьников в изучении физики: Монография / Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. – 329 с.
А.А. Оспенников Е.В. Оспенникова Учись самостоятельно. В 2х ч. Пермь 2000
Оспенникова Е.В. Обобщенные планы изучения основных элементов системы научных и научно-технических знаний: Дидактический материал / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2000. - 12с.
Оспенникова Е.В. Основы технологии развития исследовательской самостоятельности школьников. Эксперимент как вид учебного исследования: Учебное пособие / Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2002. – 375 с. - (Гриф УМО от 10.12.02).
Оспенникова Е.В. и др. Мультимедийные информационные ресурсы по физике для средней общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие /Под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2004. - 125 с.
Оспенникова Е.В. и др. Использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании физики: учебное пособие. - Пермь: ПГУ, ПГПУ 2006 – 270 с. + Прилож. (CD).
Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Естествознание: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / сост. Е.В. Оспенникова. Н.П. Безрукова, А.С. Звягина; под общ. ред. Е.В. Оспенниковой - М.: Университетская книга, 2008. – 480с. (Библиотека информатизации образования).
Оспенников А. А., Оспенникова Е. В. Формирование у учащихся общих подходов к работе с учебной информацией по физике, представленной в виртуальной предметной среде [Текст] / А.А. Оспенников, Е.В. Оспенникова // Вестник ПГПУ. Серия «ИКТ в образовании». – 2009. – Вып. 5. - С. 76 - 107.
Оспенникова Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики в средней общеобразовательной школе: учебное пособие. «БИНОМ» – 2011.
Рабиза Ф. В. Опыты без приборов: Научно-популярная лит-ра /Рис. Ю. Жигалова. – М.: дет. лит., 1988. – 111 с.: илл. – (Знай и умей). стр. 6-10
Физика: Занимательные материалы к урокам. 7 Кл./ Авт.-сост. А.И. Сёмке. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 120 с.
Хорошавин С. А., Демонстрационный эксперимент по физике в школах и классах с углубленным изучением предмета: Книга для учителя. - Москва: Просвещение , 1994, стр. 274.
Оспенникова Е.В. «Виртуальная образовательно-проективная среда «Мастер-класс учителя физики» (CD).
Физика, 7-11 классы (CD). – М.: ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.)
www.school-collection.edu.ru
Литература и цифровые источники информации для учащихся: Основной учебник: С.В. Громов Физика 7 класс, М.: Просвещение 2002.
Дополнительная литература:
Рабиза Ф. В. Опыты без приборов: Научно-популярная лит-ра /Рис. Ю. Жигалова. – М.: дет. лит., 1988. – 111 с.: илл. – (Знай и умей). стр. 6-10
СD Открытая физика. В 2 ч. (CD) / Под ред. С.М. Козела. – М.: ООО «Физикон», 2002 (http://www.physicon.ru/.).
Физика, 7-11 классы (CD). – М.: ООО «Физикон», 2005 (http://www.physicon.ru/.)
Виртуальные лабораторные работы по физике. 7-9 классы. ЗАО «Новый диск», 2007. (http://www.nd.ru/) http://nd.ru/catalog/products/virtuallaboratorytest/ (новый)
Физика 7 под ред. Пинского А.А., Разумовского В.Г. (Дик Ю.И., Валентинавичус В., Никифоров Г.Г., Пурышева Н.С., Страут Е.К., Урбетис П., Шилов В.Ф. и др.) ЗАО "Просвещение Медиа"
От плуга до лазера 2.0 (энциклопедия) ЗАО «Новый диск»/ Дорлинг Киндерсли, 1998 (http://www.nd.ru/).
www.school-collection.edu.ru
Приложение Домашнее задание
Основное
Работа с учебником §§ 40 – 42.
По обобщенному плану изучения физического прибора (технического устройства) постройте устный рассказ о медицинском шприце, пипетке, ливере, автоматической поилке для птиц. Воспользуйтесь знанием необходимых для объяснения фактов и законов.
Записать преимущества и недостатки модельного метода в демонстрациях, показанных на уроке, продумать пути усовершенствования приборов.
По выбору
Провести и заснять опыты по теме «Атмосферное давление»
Подготовьте презентацию к устному ответу на тему «Э. Торричелли. История жизни и научной деятельности», подготовьте устный рассказ «Э. Торричелли. История жизни и научной деятельности. Интересные факты и события» Для выполнения данного задания необходимо воспользоваться поисковыми системами сети Интернет, познакомится со структурой и содержанием ряда образовательных сайтов. Сохраните найденные материалы в папке «Портфолио. История научного эксперимента Э. Торричелли.
Работа с моделью: Опыт Торричелли:

Модель: Опыт Торричелли (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/729efbc7-3d11-60fc-f12e-c647c0d191e5/00144678482054513.htm
.) Подготовьте письменный отчет о работе с моделью. В отчете указать:
цель работы;
схематический рисунок модели, с которой был выполнен виртуальный эксперимент;
выводы по работе с моделью;
Дата07.11.2012Размер302,48 Kb.ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт